Цвет в интерьере

       

Выводя цвета интерьерной росписи на


Выводя цвета интерьерной росписи на портальную плоскость, Дионисий настраивает зрителя, обучает его своему словарю цветов, т. е. прием превращается в гениальную режиссерскую находку. Происходит процесс подготовки - то, что у Эйзенштейна стало одним из основных методических приемов. Портал подготавливал зрителя и к общему колориту интерьера, и к тому драматическому столкновению цветовых тем, которое ожидало зрителя внутри. Не зря ведь портал демонстрирует светлотный (бело-синий, бело-фиолетовый) и цветовой (фиолетово-охристый) контрасты. А потом эта тема контраста станет основной в драматургии цвета восточных апсид. Отсюда столкновение пурпура одежд Богоматери, плотного по пятну, с графическим кружевом светлых одежд на сине-зеленом фоне в нижнем поясе изображений. И противоположный контраст в апсиде Николы-угодника. Здесь смысловой центр всей живописной композиции - фигура святого - решен в черно-белом ключе, а ряд с изображениями святых под ним - живописно многоцветен. И наряду с цветовым напряжением восточных апсид - мягкая нюансная разработка цветовой темы в фигурах на центральных опорных столбах.
Для того чтобы оттенить сложность, утонченность, изменчивость цветового колорита интерьерной стенописи, авторы опять проводят принцип использования опорного цвета. В качестве опорного цвета в интерьере выступает охра. Охра выявляет смысловое ядро и цветовой центр композиции. Заполняя пространство центрального барабана, она является цветом-лидером основного иконического изображения. Охра же служит и очень важной, активной составляющей верхних поясов. Постепенно дробясь на отдельные маленькие капельки цвета, ассоциируясь с солнечным светом в подкупольном пространстве, она мелкими бликами стекает в нижние ярусы изображения. Наблюдатель имеет возможность сравнить вариации цвета с постоянным, точным, четким ориентиром - охрой, неизменной по своим цветовым характеристикам на всех ярусах фрескового изображения. Таким же постоянным ориентиром продолжает служить и цвет разделительных линий.

Содержание раздела