Цвет в интерьере

       

и принцип использования одновременного контраста


д.
Изменен мастерами Средней Азии и принцип использования одновременного контраста для зоны входа и подкупольного барабана. В мозаике входного портала наряду с ахроматическим контуром встречается контур, выполненный дополнительными цветами. В орнаменте барабана все цветные участки мозаики отделены друг от друга широкой ахроматической полосой.
Очень точно учтено влияние расстояния на восприятие цветов. В зоне, расположенной на уровне глаз, оттенки смягчены, усложнены, применены полутона (мавзолеи комплекса Шахи-Зинда, мечеть Биби-ханым). Чем дальше от наблюдателя расположена плоскость, тем ярче и насыщеннее, резче и определеннее по своей характеристике становится цвет. И опять наша оценка оптимальности цветового решения зависит от того, насколько точно и полно учитываются архитектурные особенности объекта или ансамбля его создателями.
Колористическое решение надвратной церкви Иоанна Лествичника в Кирилло-Белозерском монастыре - пример учета закономерностей последовательного цветового контраста и усиления этого эффекта за счет организованного последействия цветов. Для декорирования неглубоких ниш на фасадной плоскости здесь выбраны красные и зеленые цвета, задающие тему цветового контраста. Ниши имеют одинаковый профиль и одинаковый рисунок кладки. В нижнем ярусе красным цветом выделена фоновая плоскость ниши, а профилированная кирпичная рама имеет белую окраску, кажущуюся чуть зеленоватой в силу эффекта одновременного цветового контраста. В нишах же верхнего пояса в зеленый цвет выкрашена рама при белом цвете фоновой плоскости ниши. Это способствует тому, что при переводе взгляда дополнительные цвета взаимно усиливают свое воздействие на зрителя, кажутся значительно более чистыми, локальными.
Ретроспективный анализ архитектурных сооружений позволяет выявить приемы, облегчающие восприятие примененной цветовой схемы. Один из наиболее интересных приемов - использование "опорных цветов".
Наиболее ясное и последовательное представление об "опорных цветах" дают нам интерьеры русских церквей XVI-XVII веков.

Содержание раздела