Цвет в интерьере

       

Зарисовка




Зачастую цвет может решать несколько тем метроритмической организации интерьера, и наиболее характерный в этом отношении пример - интерьер готического собора. Анализ интерьеров собора св. Витта показал, что цвет здесь решает несколько задач одновременно: в пределах главного, входного нефа переводит метрический ряд ви-тражей в ритмический, а в пределах средокрестия и алтарной части усиливает ритмическую значимость пространственных элементов (28. 4-6).
Способность цвета связать единой темой элементы различных рядов хорошо видна на примере интерьеров киноконцертного зала "Октябрь" в Москве. Основную тему здесь ведут светильники, образуя два самостоятельных ряда. Первый ряд - повтор светильников-сталактитов из зачерненного металла в пространстве фойе, второй ряд-повтор квадратных рам подвесного потолка, экранирующих светильники. Элемент, связывающий эти два ряда между собой,- колонны, способные выполнять свою задачу благодаря контрастному в цвето-фактурном отношении декорированию их граней. Пластины темного полированного камня продолжают тему вертикалей. Противоположные грани, облицованные сколами светлого мрамора, читаются как заполнение темных рам и ассоциативно связываются с геометрией подвесного потолка.
Ритмические закономерности цветового ряда, его активность и изменчивость наиболее полно выявляются при сопоставлении с четким метрическим рядом. Этот прием очень характерен для Ле Корбюзье. Он владеет им мастерски, пользуется им расчетливо и очень экономно. Какое бы сооружение этого архитектора мы ни взяли, постоянно встречаемся с приемом тонкого соответствия ритмически активной цветовой темы и правильной геометрии исходных архитектурных элементов. Достаточно вспомнить повтор оконных проемов в церкви монастыря в Ля Туретт или разный по размерам и пропорциям, но с сохранением правильной прямоугольной геометрии орнамент проемов капеллы в Роншане (44.3, 45.2).
Еще одна особенность цвета как элемента метроритмического ряда заключается в том, что цвет может вести свой ряд и одновременно благодаря наличию соседних цветов может начинать новую метроритмическую тему.
Пример сознательного усложнения выразительности ряда за счет включения соседних цветов четко прослеживается в интерьере ресторана "Арагви" а Тбилиси. Авторы широко используют многие традиционные приемы народного строительного искусства и декоративного творчества. Один из залов декорирован войлоком и чеканными металлическими блюдами, размещенными на фоне декорированной войлоком стены. Войлок имеет неравномерную окраску от светло-серого до темно-серого цвета и создает изменяющиеся условия для восприятия металлических дисков, усложняя тем самым созданный ими ритмический ряд.



Содержание раздела