Наличие данных о физиологической реакции организма на цветовое воздействие окружающей среды заставляет нас изменять принятую в семиотике структуру отношения человека к знаковой системе. Введение положения о характере возникновения ответной реакции на цветовое воздействие окружающей среды показывает, что цвет как знаковая система оказывает специфическое воздействие на человека. Специфика заключается в том, что человек подвергается воздействию цвета и реагирует на него изменением внутриглазного давления, адаптационными изменениями и т. д. независимо от того, осознает он этот факт или нет. На тех уровнях, где человек выступает в качестве участника или наблюдателя, динамический характер его отношений к цветовой среде как объекту определяется еще и типом отношений. Современная философия выделяет три типа отношений. Они соответственно определяются: а) характером взаимодействия человека как чувственного, эмоционального существа лишь с внешней, явленческой стороной объекта; б) характером взаимодействия между рационально-логической сущностью человека и сущностью объекта; в) характером взаимодействия между человеком, выступающим в единстве эмоционального и рационального, и объектом, взятым в единстве сущности и явления. Так, по Г. Лукачу, существует три типа отражения действительности: научное, эстетическое и обыденное. Развивая эту концепцию, Н. Крюковский предложил свою триаду отношений - утилитарное, теоретическое и эстетическое. Человек в системе "человек-цветовая среда" может выполнять функцию как создателя цветовой схемы, так и ее потребителя. В связи с этим меняется значимость отдельных составляющих приведенной, выше триады отношений, может меняться ее структура. Для субъекта-создателя оказываются важными все три типа отношений, т. е. оптимальность проектируемой цветовой схемы определяется предельной наполненностью всех трех каналов связи. У субъекта-наблюдателя формируется эпицентр - первичным становится эстетическое отношение, которое может смещаться в область теоретического или утилитарного отношения.